Стратегический Фогсофт-словарь

В теории стратегического управления закупками сегодня нет общепринятых формулировок. Накопив немалый опыт в сфере повышения закупочной эффективности российских предприятий, мы решили составить свой «Стратегический словарь».

Автоматизированная система управления закупками — централизованная система автоматизации функций закупочной логистики.

Закупочная логистика или закупочная деятельность — деятельность, направленная удовлетворение потребностей предприятия (производства) в материально-технических ресурсах в процессе снабжения предприятия сырьем, материалами, комплектующими, товарами, включая закупку, доставку, приемку, временное хранение и другие задач, возникающие при взаимодействии с поставщиками.

Закупочные процедуры (торговые процедуры) — процедуры определения поставщика продукции, с целью заключения договора на поставку продукции. В Гражданском кодексе РФ упоминается всего две процедуры данного типа: конкурс и аукцион. Согласно ГК РФ, в торгах посредством аукциона выигрывает поставщик, предложивший наименьшую цену, а победителем конкурса становится лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложит лучшие условия. Аукционы и конкурсы могут включать также «доторжки/переторжки» и предквалификационные процедуры. К закупочным (торговым) процедурам не относятся: запрос предложений и запрос котировок (цен), когда тот, кто хочет закупить те или иные товары, работы или услуги, только запрашивает информацию у своих потенциальных поставщиков, но при этом никаких обязательств не несет.

Ключевой (стратегический) поставщик — поставщик материальных ресурсов, входящих в ключевые товарные группы предприятия, взаимодействие с которым связано с выстраиванием взаимовыгодных долгосрочных отношений, предусматривающих открытый и двусторонний обмен информацией, что способствует значительному снижению трансакционных издержек и повышению эффективности деятельности обоих партнеров.

Ключевые товарные группы — приобретаемые предприятием материальные ресурсы, изменение качественных, количественных и ценовых показателей которых сопутствует изменению производственных процессов предприятия, и наоборот.

Мелочевка — приобретаемые предприятием товары, стоимость которых мала по сравнению с затратами на их приобретение.

Непрерывная предварительная квалификация поставщиков — процедура запроса информации у потенциальных поставщиков согласно перечню установленных предприятием квалификационных критериев, в результате которой принимается решение о допуске контрагента к тому или иному этапу сотрудничества.

Поставщик — любое юридического или физическое лицо, поставляющее товары или услуги заказчикам в соответствии с условиями заключенного договора поставки, и обязующееся передать в установленный срок производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях.

«Стратегическое управление закупками» — современный подход мобилизации затрат предприятия, предполагающий привлечение всех возможных ресурсов, в том числе не задействованных ранее, для решения стратегических задач закупочной логистики предприятия с учетом существующих рыночных условий.

Функции логистики закупок: формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности, обработка предложений от потенциальных поставщиков, участие в процессе непосредственного выбора и предварительной квалификации поставщиков, прогнозирование потребностей и расчет объема закупок, определение и согласование цены, заключение договоров на поставку, контроль за сроками поставки и исполнением договоров, доведение материальных ресурсов до производственных подразделений, контроль качества поставок, складской учет. Реализацией данных функции, как правило, занимается служба материально-технического снабжения или отдел закупок в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: производством, отделом маркетинга или развития.

Заказать презентацию